Социально-психологические истоки формирования склонности к манипуляции .

http://abduzeedo.com/files/originals/3/34.pngПобудительные причины  влияющие  на проявление склонности ко лжи и манипулированию другими людьми зарождаются  в социализации индивида -  в детстве ребенка. Специалисты  возрастной психологии  выделяют чувство страха и боязнь наказания у детей. Крик, угрожающие  интонации, агрессивная мимика и другие невербальные компоненты общения - акты враждебности для ребенка   способствуют развитию   защитных механизмов. Взрослея , стремясь скрыть  что -либо , ребенок    умалчивает об этом  или  отрицает.  Желая добиться своего малыш использует плач или крик, вынуждая взрослого выполнить его волю. В зависимости от личностных особенностей ребенка  манипуляции взрослыми, могут варьировать от плаксивости и имитации болезней до агрессивности.

«В связи с тем, что родители обладают властью над ребенком (они сильнее, больше знают), и в силу действия социальных норм и правил поведения, ребенок не может открыто противостоять требованиям взрослых, и не всегда может открыто проявлять свою позицию и самостоятельность. Одним из способов скрытого (неявного) достижения личной свободы является манипуляция» - пишет детский психолог  Кузьмишина Т.С.

Часто прибегая  к неискренности  родители  и /или другие представители  референтных групп   в качестве способа эффективного психологического воздействия на окружающих, что оказывает влияние на ребенка . От  условий жизни и воспитания зависит насколько рано   в структуру обычного поведения включается  обман .То , что манипуляция  является нормой для поведения взрослых , способствует переосмыслению поведения и действий по аналогии.

            «Отвечая на вопрос: «Почему манипулируют дошкольники?», педагоги чаще всего говорят о стремлении детей получить личную выгоду (31 %), о неготовности ребенка справиться с ситуацией другим способом (4 %), о копировании чужого (чаще родительского) поведения (5 %). Индивидуальные особенности ребенка (сила (15 %), слабость (6 %), особенности развития и воспитания(9 %)) также обуславливают, по мнению воспитателей, появление детских хитростей»   –говориться в статье Козачек О. В. кандидата псих. наук, доцента кафедры педагогики дошкольного образования ВГПУ.

Известный специалист по психодиагностике  Л.Собчик высказала предположение, что существуют генетическая предрасположенность к альтруизму и эгоизму, который часто проявляется  неискренностью  в общении.

С национально-психологическими и культурными особенностями  этнических групп ,с особенностями воспитания  в  национальных традициях   связывают склонность ко лжи и манипуляции  исследователи.

             «…Отдельное эмоциональное побуждение и личный интеллектуальный акт индивида слишком слабы, чтобы проявиться отдельно, и должны непременно дожидаться заверки подобным повторением со стороны других, — писал З. Фрейд в своей программной работе «Психология масс и анализ человеческого Я».

              «…большинство индивидов на самом деле желают подчиняться, желают делать работу (в более масштабном, геополитическом, плане — совершать поступки, думать и т. п.), которые фактически за них уже продумали. Обычному индивиду намного легче делать то, что за него уже решили другие. Ведь если совершать что-то придуманное

самим, то это означает нести ответственность за это»-пишет Зелинский  С.А.

    Психолог Виктор Франкл о результатах методики «conditioning» Скиннера: «...внутренняя жизнь глушится, опыт фильтруется, чувства анестезируются, и, в результате, исчезает способность проявлять себя непосредственно, выражать себя как уникальную личность, исчезает способность к полноценным связям с другими людьми.»

Фрейд говорил, что культура и цивилизация  развиваясь, увеличивают  контраст между реальными стремлениями и  целями ,  навязанными  общество. Эти цели  -работать чтобы потреблять  -   и они  никогда не могут быть полностью реализованы ,по мнению Фрейда. В результате чего  порождается   «социальный  невроз».

Кроме того обществу, делающему   развитие экономики  первостепенной задачей , необходим   новый безликий человеческий архетип  - функциональная часть машины экономики.  «Незаурядный в своих талантах человек представляет опасность для демократического общества и должен быть выброшен за борт. В обществе равных люди должны перестать быть личностями». Просветитель Жан-Жак Руссо в «Общественном Договоре»

  Уникальность - конфликтна,  собственное  видение мира,  собственные  убеждения,  собственные  вкусы  личности  неудобны   . Экономическое общество нуждается в человеке стандартном  и взаимозаменяемом, как  деталь общего механизма системы, в которой  многочисленные компоненты легко притираются  друг к другу.

 Еще Лев Толстой  призывал к «упрощению» :«Человека приходится, ради его же пользы, либо дрессировать, либо просвещать». «Общество, используя многочисленные рычаги, мягко и незаметно создает человека готового подчиниться любому приказу, в какой бы закамуфлированной форме он бы ни подавался, в человека, которым можно управлять без внешнего давления, в человека, который бы, тем не менее, считал себя свободным, действуя так, как требует от него экономика», — Эрих Фромм.

Генри Торо, защитник прав личности : «Главными продуктами общества должны быть не рабы-исполнители, а люди, эти редкие плоды, именуемые героями, святыми, поэтами и философами.»

Сопротивляющийся  общепринятым нормам, стремящийся  сохранить свою личность, свой внутренний мир и стремящийся наполнить жизнь не  материальными ценностями  уменьшает свои шансы на выживание, признается  социальной  аномалией. Приспособления к множеству людей  и к различным обстоятельствам  ,гибкости и мастерства  требуют разыгрываемые типовые  роли , деловые контакты  - жизненный успех .

             Философ  эпохи    Просвещения  Фуко: «Могу поручиться, что личность исчезнет также, как исчезает лицо, начертанное на мокром прибрежном песке».«Человек должен пройти обработку, из сырья превратится в продукт и стать эффективной частью машины. Все качества, не используемые машиной-обществом, должны быть отброшены, а человеческий аспект отношений должен быть сохранен лишь в той степени, без которой он психологически не выживает», — немецкий философ Ясперс.

Социальный контроль —  регуляция поведения : ограничения и запреты. Подавляющее большинство населения  вырабатывает, приемлет и  принуждается к приятию норм общества. Формы социального контроля: поощрение, наказание, общественное мнение, давление большинства или авторитета, цензура, сыск и т.д. Главный инструментарий для социального контроля — эталоны должного: образец, идеал, ценность, норма.

Предрассудки  нецивилизованных народов, говорит  Г. Франк, невозможно преодолеть с помощью разума, ибо «некультурный человек не способен воспринимать рациональные суждения. Единственное, что остается, воздействовать на него так, чтобы изменить его представления, а последнее возможно только на психологической основе». По мнению Г. Франка почвой для манипулирования, служат психологические  и биологические особенности человека. Подражание -  одно из этих свойств, определяющих поведение человека. Оно способствует  приобретению опыта, научению . Но при отсутствии  собственных убеждений и неспособности  «массового человека» мыслить критически и действовать рационально, приводит к конформизму,а также к такому явлению как   мода, т.е. превращает человека в объект, на который легко оказывать воздействие.

В трактате русского философа Н.К. Михайловского «Письма о правде и неправде»: «Ведь и по-русски со-весть и со-знание, в сущности, одно и то же слово».

Но какова жизнь, такова и правда. Неудивительно, что уродливая правда нашей жизни иногда может быть постигнута только разумом, а чувства отказываются в нее поверить.


http://arxangelo.files.wordpress.com/2010/12/3d-character-8.jpg

Комментарии

Нет комментариев

К сожелению еще никто не добавил комментарий к даному материалу

avatar