Социально-психологические истоки формирования склонности к манипуляции .
Побудительные причины влияющие на проявление склонности ко лжи и манипулированию другими людьми зарождаются в социализации индивида - в детстве ребенка. Специалисты возрастной психологии выделяют чувство страха и боязнь наказания у детей. Крик, угрожающие интонации, агрессивная мимика и другие невербальные компоненты общения - акты враждебности для ребенка способствуют развитию защитных механизмов. Взрослея , стремясь скрыть что -либо , ребенок умалчивает об этом или отрицает. Желая добиться своего малыш использует плач или крик, вынуждая взрослого выполнить его волю. В зависимости от личностных особенностей ребенка манипуляции взрослыми, могут варьировать от плаксивости и имитации болезней до агрессивности.
«В связи с тем, что родители обладают властью над ребенком (они сильнее, больше знают), и в силу действия социальных норм и правил поведения, ребенок не может открыто противостоять требованиям взрослых, и не всегда может открыто проявлять свою позицию и самостоятельность. Одним из способов скрытого (неявного) достижения личной свободы является манипуляция» - пишет детский психолог Кузьмишина Т.С.
Часто прибегая к неискренности родители и /или другие представители референтных групп в качестве способа эффективного психологического воздействия на окружающих, что оказывает влияние на ребенка . От условий жизни и воспитания зависит насколько рано в структуру обычного поведения включается обман .То , что манипуляция является нормой для поведения взрослых , способствует переосмыслению поведения и действий по аналогии.
«Отвечая на вопрос: «Почему манипулируют дошкольники?», педагоги чаще всего говорят о стремлении детей получить личную выгоду (31 %), о неготовности ребенка справиться с ситуацией другим способом (4 %), о копировании чужого (чаще родительского) поведения (5 %). Индивидуальные особенности ребенка (сила (15 %), слабость (6 %), особенности развития и воспитания(9 %)) также обуславливают, по мнению воспитателей, появление детских хитростей» –говориться в статье Козачек О. В. кандидата псих. наук, доцента кафедры педагогики дошкольного образования ВГПУ.
Известный специалист по психодиагностике Л.Собчик высказала предположение, что существуют генетическая предрасположенность к альтруизму и эгоизму, который часто проявляется неискренностью в общении.
С национально-психологическими и культурными особенностями этнических групп ,с особенностями воспитания в национальных традициях связывают склонность ко лжи и манипуляции исследователи.
«…Отдельное эмоциональное побуждение и личный интеллектуальный акт индивида слишком слабы, чтобы проявиться отдельно, и должны непременно дожидаться заверки подобным повторением со стороны других, — писал З. Фрейд в своей программной работе «Психология масс и анализ человеческого Я».
«…большинство индивидов на самом деле желают подчиняться, желают делать работу (в более масштабном, геополитическом, плане — совершать поступки, думать и т. п.), которые фактически за них уже продумали. Обычному индивиду намного легче делать то, что за него уже решили другие. Ведь если совершать что-то придуманное
самим, то это означает нести ответственность за это»-пишет Зелинский С.А.
Психолог Виктор Франкл о результатах методики «conditioning» Скиннера: «...внутренняя жизнь глушится, опыт фильтруется, чувства анестезируются, и, в результате, исчезает способность проявлять себя непосредственно, выражать себя как уникальную личность, исчезает способность к полноценным связям с другими людьми.»
Фрейд говорил, что культура и цивилизация развиваясь, увеличивают контраст между реальными стремлениями и целями , навязанными общество. Эти цели -работать чтобы потреблять - и они никогда не могут быть полностью реализованы ,по мнению Фрейда. В результате чего порождается «социальный невроз».
Кроме того обществу, делающему развитие экономики первостепенной задачей , необходим новый безликий человеческий архетип - функциональная часть машины экономики. «Незаурядный в своих талантах человек представляет опасность для демократического общества и должен быть выброшен за борт. В обществе равных люди должны перестать быть личностями». Просветитель Жан-Жак Руссо в «Общественном Договоре»
Уникальность - конфликтна, собственное видение мира, собственные убеждения, собственные вкусы личности неудобны . Экономическое общество нуждается в человеке стандартном и взаимозаменяемом, как деталь общего механизма системы, в которой многочисленные компоненты легко притираются друг к другу.
Еще Лев Толстой призывал к «упрощению» :«Человека приходится, ради его же пользы, либо дрессировать, либо просвещать». «Общество, используя многочисленные рычаги, мягко и незаметно создает человека готового подчиниться любому приказу, в какой бы закамуфлированной форме он бы ни подавался, в человека, которым можно управлять без внешнего давления, в человека, который бы, тем не менее, считал себя свободным, действуя так, как требует от него экономика», — Эрих Фромм.
Генри Торо, защитник прав личности : «Главными продуктами общества должны быть не рабы-исполнители, а люди, эти редкие плоды, именуемые героями, святыми, поэтами и философами.»
Сопротивляющийся общепринятым нормам, стремящийся сохранить свою личность, свой внутренний мир и стремящийся наполнить жизнь не материальными ценностями уменьшает свои шансы на выживание, признается социальной аномалией. Приспособления к множеству людей и к различным обстоятельствам ,гибкости и мастерства требуют разыгрываемые типовые роли , деловые контакты - жизненный успех .
Философ эпохи Просвещения Фуко: «Могу поручиться, что личность исчезнет также, как исчезает лицо, начертанное на мокром прибрежном песке».«Человек должен пройти обработку, из сырья превратится в продукт и стать эффективной частью машины. Все качества, не используемые машиной-обществом, должны быть отброшены, а человеческий аспект отношений должен быть сохранен лишь в той степени, без которой он психологически не выживает», — немецкий философ Ясперс.
Социальный контроль — регуляция поведения : ограничения и запреты. Подавляющее большинство населения вырабатывает, приемлет и принуждается к приятию норм общества. Формы социального контроля: поощрение, наказание, общественное мнение, давление большинства или авторитета, цензура, сыск и т.д. Главный инструментарий для социального контроля — эталоны должного: образец, идеал, ценность, норма.
Предрассудки нецивилизованных народов, говорит Г. Франк, невозможно преодолеть с помощью разума, ибо «некультурный человек не способен воспринимать рациональные суждения. Единственное, что остается, воздействовать на него так, чтобы изменить его представления, а последнее возможно только на психологической основе». По мнению Г. Франка почвой для манипулирования, служат психологические и биологические особенности человека. Подражание - одно из этих свойств, определяющих поведение человека. Оно способствует приобретению опыта, научению . Но при отсутствии собственных убеждений и неспособности «массового человека» мыслить критически и действовать рационально, приводит к конформизму,а также к такому явлению как мода, т.е. превращает человека в объект, на который легко оказывать воздействие.
В трактате русского философа Н.К. Михайловского «Письма о правде и неправде»: «Ведь и по-русски со-весть и со-знание, в сущности, одно и то же слово».
Но какова жизнь, такова и правда. Неудивительно, что уродливая правда нашей жизни иногда может быть постигнута только разумом, а чувства отказываются в нее поверить.
Комментарии
Нет комментариев
К сожелению еще никто не добавил комментарий к даному материалу